Реализация компьютерных технологий обучения на основе Microsoft PowerPoint

По крайней мере, два принципа современной педагогики появились и развиваются в соответствии с требованием и тенденциями общественного развития — системно-деятельностный подход к обучению и формирование универсальных учебных действий. Оба с максимальной полнотой могут быть реализованы в процессе компьютерных технологий обучения.

Здесь, несомненно, первая роль принадлежит интерактивности. PowerPoint из Microsoft Office 2010 — это программный продукт с чрезвычайно мощным педагогическим потенциалом. Подготовленные в его среде презентации меняют урочную деятельность не только учителя, но и обучающихся на всех ступенях общего образования. Допустим, обучающихся надо ознакомить с компьютерными устройствами ввода и вывода информации. Чем меньше возраст ребёнка и его пользовательский опыт, тем сложней ему сориентироваться и что-либо запомнить при традиционном раскрытии темы учителем. Всё меняется, когда ученик получает возможность руководить процессом своего обучения. Поэтому в среде MS PowerPoint нами была разработана презентация «Компьютерные устройства ввода и вывода информации» в форме интерактивного тренажёра. Он предназначен для использования, как на школьном уроке, так и дома. Благодаря возможности меж файловой навигации ученик может выбрать объём изучения темы.

Любая презентация, ориентированная на использование в детской среде, должна учитывать возрастные возможности восприятия учебного материала, степень психологической устойчивости при работе за компьютером в интерактивном режиме. PowerPoint предоставляет возможность создания учебной презентации, «дружественной» по отношению к обучаемому. Это выражается в «подсказках», рекомендациях, использовании цветовой гаммы слайдов, не раздражающей глаза и психику ребёнка. Есть возможность совместить интерактивность обучения с психологической разрядкой путём включения в презентацию соответствующего звукового ряда. Так, чтобы ребёнок не чувствовал себя оставленным учителем один на один с компьютером, мы воспроизводим голосовые пожелания и слова поощрения. В интерактивном режиме учащийся может выбрать время для отдыха и прослушать известные ему песни с добрым, лиричным, иногда ироничным содержанием.

У всех презентаций, входящих в интерактивный тренажёр, легкая и понятная навигация с анимированными кнопками, рассчитанными на детское восприятие. Используются слайды с обучающей нагрузкой. На каждом таком слайде приведено определение функционального назначения того или иного устройства. Если учащийся затрудняется дать этому устройству название, то ему предоставляется возможность получить подсказку от кнопки-ученика, тянущего руку в желании помочь, подсказать. Название устройства можно напечатать, используя нарисованную на экране клавиатуру. Если буква выбрана правильно, она займёт своё место в слове-отгадке. Правильный ответ сопровождается аплодисментами. Для закрепления полученных знаний предусмотрено заполнение тематического кроссворда.

Отметим, что интерактивный характер изучения предлагаемого учебного материала, требует использования многочисленных анимационных эффектов, которые должны быть педагогически оправданными, дидактически выверенными. Практика педагогического использования рассматриваемой работы подтверждает, что в такой форме изучаемый материал воспринимается детьми гораздо успешней.