Компьютерные технологии обучения
Компьютерные технологии, без сомнения, представляют собой самую авангардную область в арсенале современного обучения. Для их реализации требуется специальное техническое оснащение (по меньшей мере, компьютерный класс) и определенный уровень компьютерной компетентности. Компьютерная компетентность учащихся формируется как на уроках информатики при обучении пользованием компьютером, так и при его применении в качестве учебного средства на других предметах.
Обобщенным показателем сформированной компьютерной компетентности принято считать наличие таких качеств личности учащегося, как:
□ интерес к проблемам развития информационных технологий;
□ осознанная установка на использование компьютерных технологий всвоей учебной и будущей профессиональной деятельности;
□ умение мыслить свернутыми формами и формализованными структурами;
□ способность быстро и эффективно включаться в виртуальную ситуацию, моделировать объекты с помощью компьютерных средств;
□ владение этикетом электронного диалогового общения.
Несмотря на то что уровень освоения компьютерной компетентности у учащихся одного класса нередко серьезно различается (одни из них уже являются грамотными пользователями, а другие способны проводить простейшие операции только под наблюдением и контролем учителя), следует широко использовать технологические возможности комплекса «компьютерный класс». Школьный компьютер в учебном процессе позволяет:
□ получать информацию из Интернета: ученики могут воспользоваться извлеченной информацией при подготовке к урокам, для написания творческих работ, при подготовке проектных заданий;
□ играть: существует целое семейство компьютерных игр, которые специально созданы для тренировки внимания, развития памяти, логического мышления и освоения в игровой ситуации нового знания;
□ работать с текстами: создание текста — один из основных способов использования компьютера в обучении. Тексты можно воспроизводить на бумажном носителе, распечатав его на принтере (так создаются трогательные сборники творческих сочинений школьников, их самодеятельные журналы и альманахи);
□ создавать рисунки, чертить и конструировать: для изобразительного творчества понадобятся специальные программы — графические редакторы (самый простой — Paint brush) и чертежная программа, например «Компас»;
□ проводить мультимедийные выступления: использование специальных мультимедийных программ и устройств (особый мультимедийный проектор, экран, подключенные к компьютеру) позволяет учителю или ученикам-докладчикам демонстрировать на экране план выступления, отдельные тезисы, иллюстрации (схемы, фотографии, объемные модели, мультипликацию). Одновременно может звучать музыка, звуковая дорожка видеофильма.
Компьютерные технологии могут «работать» в учебном процессе и как объяснительно-репродуктивные, и как эвристические.
Они дают хороший результат при освоении «готового знания» в виде программного продукта на компакт-дисках CD ROM. Кроме того, образовательные электронные ресурсы включают разнообразные информационно-справочные материалы: словари, энциклопедии, справочники.
По многим учебным курсам существуют «электронные учебники». Их мультимедийное содержание разделено на главы, параграфы. Специальное методическое сопровождение позволяет работать с такими курсами самостоятельно. Учащимся задается три уровня активности: первый — пошаговое выполнение инструкций, которые появляются на экране; второй — самостоятельная работа по выполнению аналогичных заданий; третий — самотестирование, по результатам которого компьютер выдает рекомендации по повторению отдельных тем курса.
Но одновременно компьютерные технологии могут с успехом применяться для обучения «через открытие». Существуют образовательные электронные продукты, получившие название «креативные среды», позволяющие ученику практически сразу оказаться в ситуации творчества, эксперимента, исследования. Например, программа «Лаборатория Архимед»: на экране компьютера появляется стол, предметы, из которых можно собрать установку для проведения химических опытов. Ученик щелчком «мыши» сам выбирает нужные реактивы, и, если выбор сделан правильно, появляется ролик, показывающий, как идет химическая реакция.
Программа «Живая геометрия» предлагает на экране сложный чертеж, на котором выделены точки: вершины многоугольников, пересечения линий. Любую из этих точек можно двигать, и она потянет за собой весь чертеж. Он начнет переворачиваться, расширяться, сужаться, а ученик сможет видеть, какие замеченные им свойства исходного рисунка остаются неизменными (их можно будет попытаться доказать теоретически), а какие меняются.
Работа с «креативными средами» создает для ученика атмосферу собственного проекта, ведь он действует, исходя из своих интересов и по своему плану. От несложных опытов и простых действий ученик переходит к творческим заданиям, возрастает степень его ответственности за свою работу, контроль сменяется самоконтролем.
Одна из важнейших проблем в организации современного процесса обучения — выбор технологии. Объективно он определяется целями, содержанием обучения, возрастными особенностями учащихся. Это, однако, не означает, что определенные цели обучения жестко требуют определенных технологий. Известный психолог Б. М. Теплое писал: «Нет ничего более нежизненного и схоластичного, чем идея о том, что существует только один способ успешного выполнения всякой деятельности. Эти способы бесконечно разнообразны, как разнообразны человеческие способности» .
В выборе технологии обучения педагог проявляет себя как субъект социально значимой деятельности. Результат его педагогической деятельности, преподавания зависит от того, насколько он способен выстраивать технологию обучения как «систему разносубъектных действий» (В. И. Слободчиков) в рамках определенной образовательной ситуации, с учащимися определенного возраста и на определенном содержании учебной деятельности.