11.5. Компьютерные технологии обучения

Компьютерные технологии, без сомнения, представляют собой самую аван­гардную область в арсенале современного обучения. Для их реализации требу­ется специальное техническое оснащение (по меньшей мере, компьютерный класс) и определенный уровень компьютерной компетентности. Компьютер­ная компетентность учащихся формируется как на уроках информатики при обучении пользованием компьютером, так и при его применении в качестве учебного средства на других предметах.

Обобщенным показателем сформированной компьютерной компетентно­сти принято считать наличие таких качеств личности учащегося, как:

□ интерес к проблемам развития информационных технологий;

□ осознанная установка на использование компьютерных технологий всвоей учебной и будущей профессиональной деятельности;

□ умение мыслить свернутыми формами и формализованными структурами;

□ способность быстро и эффективно включаться в виртуальную ситуацию, моделировать объекты с помощью компьютерных средств;

□ владение этикетом электронного диалогового общения.

Несмотря на то что уровень освоения компьютерной компетентности у учащихся одного класса нередко серьезно различается (одни из них уже явля­ются грамотными пользователями, а другие способны проводить простейшие операции только под наблюдением и контролем учителя), следует широко ис­пользовать технологические возможности комплекса «компьютерный класс». Школьный компьютер в учебном процессе позволяет:

получать информацию из Интернета: ученики могут воспользоваться из­влеченной информацией при подготовке к урокам, для написания твор­ческих работ, при подготовке проектных заданий;

играть: существует целое семейство компьютерных игр, которые специ­ально созданы для тренировки внимания, развития памяти, логического мышления и освоения в игровой ситуации нового знания;

работать с текстами: создание текста — один из основных способов использования компьютера в обучении. Тексты можно воспроизводить на бумажном носителе, распечатав его на принтере (так создаются тро­гательные сборники творческих сочинений школьников, их самодеятель­ные журналы и альманахи);

244

создавать рисунки, чертить и конструировать: для изобразительного творчества понадобятся специальные программы — графические редак­торы (самый простой — Paint brush) и чертежная программа, например «Компас»;

проводить мультимедийные выступления: использование специальных мультимедийных программ и устройств (особый мультимедийный про­ектор, экран, подключенные к компьютеру) позволяет учителю или уче­никам-докладчикам демонстрировать на экране план выступления, от­дельные тезисы, иллюстрации (схемы, фотографии, объемные модели, мультипликацию). Одновременно может звучать музыка, звуковая до­рожка видеофильма.

Компьютерные технологии могут «работать» в учебном процессе и как объяснительно-репродуктивные, и как эвристические.

Они дают хороший результат при освоении «готового знания» в виде про­граммного продукта на компакт-дисках CD ROM. Кроме того, образователь­ные электронные ресурсы включают разнообразные информационно-справоч­ные материалы: словари, энциклопедии, справочники.

По многим учебным курсам существуют «электронные учебники». Их мультимедийное содержание разделено на главы, параграфы. Специальное мето­дическое сопровождение позволяет работать с такими курсами самостоятельно. Учащимся задается три уровня активности: первый — пошаговое выполнение инструкций, которые появляются на экране; второй — самостоятельная рабо­та по выполнению аналогичных заданий; третий — самотестирование, по ре­зультатам которого компьютер выдает рекомендации по повторению отдель­ных тем курса.

Но одновременно компьютерные технологии могут с успехом применяться для обучения «через открытие». Существуют образовательные электронные продукты, получившие название «креативные среды», позволяющие ученику практически сразу оказаться в ситуации творчества, эксперимента, исследо­вания. Например, программа «Лаборатория Архимед»: на экране компьютера появляется стол, предметы, из которых можно собрать установку для проведе­ния химических опытов. Ученик щелчком «мыши» сам выбирает нужные ре­активы, и, если выбор сделан правильно, появляется ролик, показывающий, как идет химическая реакция.

Программа «Живая геометрия» предлагает на экране сложный чертеж, на котором выделены точки: вершины многоугольников, пересечения линий. Любую из этих точек можно двигать, и она потянет за собой весь чертеж. Он начнет переворачиваться, расширяться, сужаться, а ученик сможет видеть, ка­кие замеченные им свойства исходного рисунка остаются неизменными (их можно будет попытаться доказать теоретически), а какие меняются.

Работа с «креативными средами» создает для ученика атмосферу собствен­ного проекта, ведь он действует, исходя из своих интересов и по своему плану. От несложных опытов и простых действий ученик переходит к творческим за­даниям, возрастает степень его ответственности за свою работу, контроль сме­няется самоконтролем.

245

Одна из важнейших проблем в организации современного процесса обуче­ния — выбор технологии. Объективно он определяется целями, содержанием обучения, возрастными особенностями учащихся. Это, однако, не означает, что определенные цели обучения жестко требуют определенных технологий. Известный психолог Б. М. Теплое писал: «Нет ничего более нежизненного и схоластичного, чем идея о том, что существует только один способ успешного выполнения всякой деятельности. Эти способы бесконечно разнообразны, как разнообразны человеческие способности» 66 .

В выборе технологии обучения педагог проявляет себя как субъект соци­ально значимой деятельности. Результат его педагогической деятельности, преподавания зависит от того, насколько он способен выстраивать техноло­гию обучения как «систему разносубъектных действий» (В. И. Слободчиков) в рамках определенной образовательной ситуации, с учащимися определен­ного возраста и на определенном содержании учебной деятельности.

Литература для самообразования

1. Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр. М. 2003.

2. Гребенюк О. С. Гребенюк Т. Б. Теория обучения. М. 2003.

3Дьяченко В. К. Новая дидактика. М. 2001.

4. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация. М. 2001.

5. Зинченко В. П. Живое знание: Психологическая педагогика. Самара, 1998.

6. Каминская М. В. Педагогический диалог в деятельности современного учителя. М. 2003.

7. Культура современного урока / Под ред. Н. Е. Щурковой. М. 2002.

8. Левитес Д. Г. Автодидактика. Теория и практика конструирования собственной технологии обучения. М. 2003.

9. Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология / Пер. с англ. СПб. 2003.

10. Логвинов И. И. Дидактика: От здравого смысла к научной теории. М. 2003.

11. Логвинов И. И. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. М. 2001.

12. Образовательные интернет-ресурсы / Под ред. А. Н. Тихонова. М. 2004.

13. Пидкасистый П. И. Портнов М. Л. Искусство преподавания: Первая книга учителя. М. 1998.

14. Роджерс К. Фрейберг Д. Свобода учиться / Пер. с англ. М. 2002.

15. Ситаров В. А. Дидактика. М. 2004.

16. Хуторской А. В. Современная дидактика. СПб. 2001.

17. Якиманская И. С. Технология личностно ориентированного образования. М. 2000.

18. Якунин В. А. Педагогическая психология. СПб. 1998.

Задания для самоконтроля и размышления

1. Как вы понимаете связь закономерностей и принципов современного обучения?

2. Какой педагогический смысл вкладывается в традиционный призыв к ученику: «Учись учиться!»?

3. Понаблюдайте за первоклассниками, побеседуйте с их родителями, учителями и определите главные, на ваш взгляд, проблемы, которые возникают у детей в самом начале школьной жизни. Будут ли среди них проблемы учения? Как их следует решать учителям и стоит ли привлекать помощь родителей?

66 Теплов Б. М. Избранные труды. Т. 1. М. 1985. С. 30.

246

4. Побеседуйте со старшеклассниками, обратитесь к своему школьному опыту и опре­делите проблемы, возникающие в учебной деятельности старших школьников. Предло­жите возможные пути их решения.

5. Как вам кажется, есть ли некоторые общие правила при работе с учениками, кото­рые не хотят учиться? Если есть, сформулируйте их.

6. Приведите примеры проявления многофункциональности деятельности препода­вания в процессе обучения. Различаются ли функции преподавания в деятельности школь­ного учителя, мастера производственного обучения и профессора университета?

7. Как школьному учителю можно достаточно объективно оценить результаты своего преподавания?

8. Какие действия вы изберете для того, чтобы снять в учебном процессе жесткие вне­шние принуждения, идущие от учителя?

9. Если бы вам предложили выбрать экспериментальную программу обучения по ка­кому-либо предмету, то на что бы вы в первую очередь сориентировались:

□ на теоретическую концепцию этой программы;

□ на то, как в ней реализуются психологические возможности развития учащихся;

□ на новации в области содержания этого предмета;

□ на возможности использования инновационных технологий?

10. Подтвердите или опровергните утверждения, достаточно устойчиво закрепившие­ся в сознании школьных учителей:

□ «Детей нужно заставлять учиться»;

□ «Новации приходят и уходят, а урок как ведущая форма обучения остается»;

□ «Групповая форма обучения — пустая трата учебного времени»;

□ «Учебная программа важнее личностных проблем учеников»;

□ «Там, где в обучении организуется свободное общение учащихся и выбор деятель­ности, заканчивается дисциплина, а вместе с нею и школа».

11. Просмотрите материалы педагогических журналов («Педагогика», «Народное об­разование», «Мир образования», «Лицейское и гимназическое образование», «Образова­ние в современной школе», «Директор школы», «Открытая школа» и др.) или интернет-варианты известной педагогической периодики. Выпишите яркие, инновационные идеи в области обучения, на которые вы обратили внимание. Проанализируйте их значимость на основе изученных материалов учебника. Подготовьте реферативное сообщение.

12. Обратитесь к интернет-источникам и найдите информацию о технологиях совре­менного обучения в школе и вузе. Определите свое отношение к отобранной информа­ции. Опишите результаты своих изысканий в тезисной форме.