Современные информационные технологии для музеев
В настоящее время музей перестаёт быть просто тематическим собранием или коллекцией определенного вида экспонатов.
Современный музей — это социально-культурный и досуговый центр, решающий задачу оптимального и выразительного представления своей коллекции в рамках концепции, на базе которой сформировано собрание экспонатов, и одновременно обеспечивающий все необходимые условия для досуга и просветительской деятельности. Ещё одна особенность современного музея – широкое использование новейших компьютерных и информационных технологий, в том числе непосредственно для демонстрации экспонатов и коллекций.
Ядро современного музея, его коллекция, должно быть окружено мощной инфраструктурой, среди которой можно выделить два основных направления: информационное и досуговое.
Информационное направление объединяет в себе, прежде всего, базу данных о коллекции с дружественным и понятным посетителям интерфейсом. Особо следует подчеркнуть необходимость организации быстрого и удобного доступа посетителей музея к сведениям, содержащимся в базе данных. Здесь важно задействовать современные информационные технологии, включая локальную сеть музея и Интернет. Необходимо помнить и об огромной просветительской роли музея, что, в свою очередь, ставит задачу организации залов для проведения лекций, семинаров и занятий. В музее могут проходить встречи, обсуждения, даже театральные представления.
В хороших современных музеях организуют зрительское пространство для отдыха, просмотра фильмов, прослушивания музыки, поэтических и других вечеров. Организуют специальные детские комнаты, где родители могут оставить детей во время посещения экспозиции. В такой музей приходят не раз, приходят семьями, с друзьями. Для этого должен быть продуман соответствующий сервис.
Остановимся несколько подробнее на использовании в музейном деле современных информационных технологий.
Сегодня они широко применяются во всех сферах музейной деятельности.
Появился даже специальный термин – «виртуальный музей». Строгого определения этого термина пока не существует, однако общепринятое мнение среди музейных работников уже выработано. Виртуальный музей предполагает использование вместо реальных, «вещных» экспонатов их зрительных образов, получаемых из локальной (музейной) базы данных, либо, с использованием современных средств связи, из удалённых источников. На таком принципе, в частности, функционируют многочисленные виртуальные филиалы Русского музея, расположенные как в России, так и за рубежом.
Современный виртуальный музей должен быть в какой-то мере интерактивным, т. е. предоставлять возможность посетителям самостоятельно осуществлять выбор виртуального экспоната и обозревать его детали. Например, выбранную скульптуру можно поворачивать и рассматривать с разных сторон. Другой пример реализован нами в Русском музее. В зале, где выставлена огромная картина И. Репина «Заседание Государственного совета», установлена большая плазменная панель с интерактивной насадкой. Но панель выведена копия картины. Посетитель может пальцем «кликнуть» на конкретную фигуру (лицо), тут же появится укрупнённый портрет и подробная информация об этом персонаже.
Виртуальная реальность добавляет драйва молодому поколению, привлекает продвинутых пользователей всех возрастов, многократно увеличивает контакт со зрителем и, конечно, расширяет возможности передачи информации. Однако не следует забывать, что основу музея составляют подлинные вещи. Информационные технологии играют в музее вспомогательную роль, не заменяя фонды музея, но помогая посетителям ориентироваться в пространстве музея и наилучшим образом знакомиться с экмпонатами.