Компьютерные технологии а обучении

3rd Апрель 2011 | Автор: admin

Компьютерные технологии обучения — это процессы сбора, переработки, хра­нения и передачи информации обучаемому посредством компьютера. К настоя­щему времени наибольшее распространение получили такие технологические направления, в которых компьютер является:

• средством для предоставления учебного материала учащимся с целью пере­дачи знаний:

• средством информационной поддержки учебных процессов как дополни­тельный источник информации;

• средством для определения уровня знаний и контроля за усвоением учебно­го материала;

• универсальным тренажером для приобретения навыков практического при­менения знаний;

• средством для проведения учебных экспериментов и деловых игр по предме­ту изучения;

• одним из важнейших элементов в будущей профессиональной деятельности обучаемого.

На современном этане во многих профессиональных учебных заведениях раз­рабатываются и используются как отдельные программные продукты учебного назначения, так и автоматизированные обучающие системы (АОС) по различ­ным учебным дисциплинам. АОС включает в себя комплекс учебно-методиче­ских материалов (демонстрационных, теоретических, практических, контролирующих), компьютерные программы, которые управляют процессом обучения. С появлением операционной системы Windows в сфере профессионального обуче­ния открылись новые возможности. Прежде всего, это доступность диалогового общения в так называемых интерактивных программах[1]. Кроме того, стало осуществимым широкое использование графики (рисунков, схем, диаграмм, чертежей, карт, фотографий). Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных системах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить её понимание.

Развитие компьютерных технологий в последнее десятилетие предоставило очень перспективные для образовательных целей технические и программные новинки. В первую очередь, это аппаратура для работы с компакт-дисками. СD-RОМ (от англ. Сотрасt Disk Read/Write ? устройство для чтения и записи на компакт-диск), позволяющее сосредоточить большие объёмы информации (сотни мегабайт) на небольшом и недорогом носителе. Возросшая производительность персональных компьютеров сделала возможным достаточно широкое применение технологий мультимедиа. Современное профессиональное обучение уже трудно представить без этих технологий, которые позволя­ют расширить области применения компьюте­ров в учебном процессе.

Новые возможности в системе профессио­нального образования открывает гипертек­стовая технология. Гипертекст (от англ. Hypertext. «сверхтекст»), или гипертекстовая сис­тема. это совокупность разнообразной ин­формации, которая может располагаться не только в разных файлах, но и на разных компьютерах. Основная черта гипертекста — это возможность переходов к так называемым гиперссылкам, которые представлены либо в виде специально сформированного текста, либо определенного графического изображения. Одновременно на экране компьютера может быть несколько гиперссылок, и каждая из них определяет свой маршрут «путешествия».

Современную гипертекстовую обучающую систему отличает удобная среда обучения, в которой легко находить нужную информацию, возвращаться к уже пройденному материалу и т. п. Автоматизированные обучающие системы, построенные на основе гипертекстовой технологии, обеспечивают лучшую обучаемость не только благодаря наглядности представляемой информации. Использование динамического, т. е. изменяющегося, гипертекста позволяет провести диагностику обучаемого, а затем автоматически выбрать один из возможных уровней изучения одной и той же темы. Гипертекстовые обучающие системы представляют информацию так, что и сам обучаемый, следуя графическим или текстовым ссылкам, может использовать различные схемы работы с материалом.

Применение компьютерных технологий в системе профессионального образования способствует реализации следующих педагогических целей:

— развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной профессиональной деятельности;

— реализация социального заказа, обусловленного потребностями современного общества;

— интенсификация образовательного процесса в профессиональной школе.

Инновационные технологии обучения, отражающие суть будущей профессии, формируют профессиональные качества специалиста, являются своеобразным полигоном, на котором учащиеся могут отработать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным.