Понятие «Технология»
Сегодня в педагогической и психологической литературе часто встречается понятие «технология», пришедшее вместе с развитием компьютерной техники и внедрением в образование «новых компьютерных технологий». В науке появилось специальное направление — технологическое. Это направление зародилось в 60-е годы в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира.
Сущность понятия «технология»
Появление этого направления исследований в педагогике не является случайностью. Педагогика давно ищет пути достижения если не абсолютного, то высокого и стабильного результата в работе с классом в школе и с группой в вузе. Реагируя на все изменения социальных условий и требований, педагогика создает все новые и новые подходы и формы.
При выборе новых концепций и технологий преподаватели в первую очередь обращают внимание на их эффективность. Принято считать, что технологические процессы (в том числе и педагогический процесс, построенный по технологическим принципам) должны давать высокий уровень эффективности. Поэтому среди педагогов, стремящихся повысить качество обучения, все настойчивее звучит призыв к переходу на технологии.
Для оценки возможностей и целесообразности такого перехода обратимся к рассмотрению сущности понятия «технология». Технологией обычно называют процесс переработки исходного материала с целью получения «на выходе» продукта с заранее заданными свойствами. В энциклопедическом словаре мы находим следующее определение: технология — это «совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции.» [l. C. 1338].
Однако, технология это не просто «совокупность методов». Методы подобраны не случайно и все они направлены на одну единственную цель — получение конкретной продукции. С этой точки зрения более точное определение, отражающее саму суть процесса, мы находим в учебнике «Основы менеджмента», где под технологией подразумевается «любое средство преобразования исходных материалов, будь то люди, информация или физические материалы — для получения желаемой продукции или услуг» [2. С. 697]. Это определение недостаточно точное, так как под словосочетание «любое средство» может подойти не только технологический процесс, но и средства производства, например, инструмент, станки и т. п. Тем не менее, сущность понятия технологии во втором определении выражена более ярко.
По нашему представлению, под технологией надо понимать совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.
Ключевым звеном любой технологии является детальное определение конечного результата и контроль точности его достижения. Собственно, просто процесс (в промышленности или в социальной сфере) только тогда получает статус технологии, когда он заранее бьл спрогнозирован, определены конечные свойства продукта и средства для его получения, целенаправленно сформированы условия для проведения этого процесса и он «запущен».
Виды технологий
Все разработанные и используемые сегодня человеком технологии можно разделить на два вида: промышленные и социальные. Причем это разделение не условное, а, как это будет видно дальше, принципиальное. К промышленным относятся технологии переработки природного сырья (нефть, руда, древесина и т. п.) или полученных из него полуфабрикатов (готовый металл, прокат, отдельные детали и узлы любых изделий и т. п.).
Социальной называют технологию, в которой исходным и конечным результатом выступает человек, а основным параметром, подвергающимся изменению — одно или несколько его свойств. Классическим примером социальной технологии может служить обучение рабочих своей специальности.
Социальные технологии принципиально отличаются от технологий, используемых в производстве (промышленных технологий). Основное отличие заключается в том, что промышленная технология представляет собой строго определенный набор и последовательность точно подобранных технологических процессов и операций. Замена одного процесса другим, а также изменение порядка следования одного процесса за другим влечет за собой изменение результативности или полную остановку процесса переработки.
Социальные технологии более гибки, но при этом и не так жестко детерминированы.
Подбор определенной последовательности даже самых результативных процессов или мероприятий не может гарантировать преподавателю достижение полной эффективности. Человек слишком многофакторная система, и на него оказывает влияние огромное количество внешних воздействий, сила и направленность которых различна, а порой и противоположна, вследствие чего заранее предсказать эффект того или иного влияния часто невозможно. Поэтому социальную технологию нельзя назвать «строго определенным набором точно подобранных процессов», как это было возможно в определении промышленной технологии.
В социальной технологии огромную роль играет обратная связь. На примере технологии обучения, применяемой в вузах, видно, что преподаватель, периодически контролирующий процесс обучения, выявляет студентов, у которых возникают трудности с освоением предлагаемого учебного материала. Определив это он проводит дополнительную работу с отстающими для «подтягивания» их до общего уровня. При такой организации, типичной для всех вузов страны, происходит повторение элементов «технологического» процесса обучения.
Однако повторение проводится не для всех, а только для «слабоуспевающих» т. е. мы имеем не просто повторение, а выборочное повторение отдельных элементов процесса обучения. Причем выборка идет по двум параметрам: по участникам процесса обучения (отбирают наиболее слабых) и по элементам процесса обучения (отбирают для повторения только те темы, которые студенты недостаточно усвоили).
Итак, мы видим, что социальные технологии более гибки и приспосабливаются к любым условиям — они способны скорректировать недостатки отдельных процессов и методик, из которых состоит технологический процесс и, дополнительно проработав с отстающим по не усвоенному им материалу, «вытянуть» его до общего уровня. В этом огромное преимущество социальных технологии перед промышленными.
Этим обуславливается и другая особенность социальньк технологий — они более сложны по организации и проведению. Можно сказать, что социальные технологии — это технологии более высокого уровня организации. Если промьппленные технологии представляют собой цепочки точно подобранных природных процессов, то социальные технологии — это специально организованный комплекс разнообразных и используемых в различной последовательности и степени мер, направленных на достижение одной цели.
Таким образом, социальные технологии сильно отличаются от промьппленных (есть обратная связь, существует выборочное повторение отдельных частей процесса, доработка с отдельными участниками процесса). Однако, в главном эти два вида совпадают. Они оба в конечном итоге дают продукт с заданными свойствами. Поэтому «социальные технологии» также относятся к технологиям, и можно говорить о правомерности использования данного понятия наравне с понятием «промышленные технологии».
Область применения понятия «технология» в педагогике
К сожалению, понятие «технология» часто употребляется не в первоначальной трактовке. Сегодня можно встретить по крайней мере три его толкования:
1. Как синоним понятий «методика» или «форма» организации обучения (технология написания контрольной работы, технология организации групповой деятельности, технология общения и т. д.).
2. Как синоним конкретной педагогической системы (технология развивающего обучения, «традиционная» технология обучения, система В. В. Давыдова-Д. Б. Элькони-на для школы и т. п.).
3. Как совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заданными свойствами.
Использование понятия «технология» в первом смысле не дает педагогике чего-то нового, не конкретизирует процесс обучения. Происходит просто подмена одного понятия другим. Если раньше говорили «методика», то теперь (часто для того чтобы блеснуть своей эрудицией) говорят «технология». От перемены слов суть предмета не изменилась, а перевод методов и форм в одно понятие ведет к появлению дополнительных сложностей.
Во втором случае, когда под технологией подразумевается педагогическая система, в науке также не появляется нового понятия. Ранее говорили «система» — теперь «технология». При этом понятие технологии теряет свой первоначальный смысл, с которым оно пришло из промышленной сферы. Вывод можно сделать однозначный: замена хорошо известных и отработанных понятий на что-то более общее и бесформенное есть определенный шаг назад, отступление от научных позиций. Поэтому термин «технология» можно использовать только в третьей трактовке, которая сохраняет слову свой первоначальный смысл.
Подобный взгляд на понятие «технология» ставит ряд принципиальных ограничений на его использование в педагогике. Ввиду того, что технология предполагает предварительное определение диагностичной цели, нам в первую очередь необходимо рассмотреть, возможна ли установка диагностичной цели в образовании.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», образование представляет собой совокупность процессов обучения и воспитания. С обучением ситуация предельно ясна — для обучения можно определить диагностичную цель. Ею может выступать определенный объем учебного материала, способов действий, которые необходимы студенту в дальнейшей профессиональнои деятельности. Качество усвоения конкретного учебного материала легко поддается итоговому контролю. Таким образом, в обучении возможно построение и использование на практике технологий.
Совсем по-иному обстоит дело с воспитанием. Как бы мы не старались, для него невозможно определить диагностичную цель. Человек слишком сложная структура, обладающая значительным количеством как психологических, так и личностных качеств. Ни детально описать, ни выстроить педагогические процессы, которые смогли бы сформировать эти качества на необходимом уровне, ни тем более объединить эти процессы в один и предусмотреть (предотвратить) все возможные случаи наложения процессов и искажения результатов педагогика на сегодняшнем уровне своего развития не можем.
Кроме того, педагогика пока не имеет достаточно точных средств диагностики, которые позволили бы нам однозначно определить уровень сформированности того или иного психологического, и особенно личностного качества. Таким образом, на сегодняшний день мы не можем создать технологию воспитания, и здесь мы по-прежнему можем опираться только на существующие методики и субъективные методы контроля. Сочетание слов «технология воспитания» мы не можем применить ни к одной «совокупности и последовательности воспитательных методов и процессов», которые в литературе иногда получают название «технологии».
Отрицательный вывод по поводу возможности применения понятия «воспитательная технология» (или «технология воспитания») позволяет сделать вывод и о невозможности применения термина «образовательные технологии». Так как образование представляет собой совокупность двух процессов — обучения и воспитания, а термин «технология», как мы видим, к процессу воспитания на сегодняшний день не применим, следовательно, сочетание слов «образовательные технологии» (или «технологии образования») использоваться не может.
Тот же самый вывод можно сделать и о широко применяемом словосочетании «педагогические технологии». Понятие «педагогический» подразумевает не два процесса. как в «образовании» (обучение и воспитание). а даже три — обучение, воспитание и развитие. Процесс развития еще более сложный и менее изученный, чем воспитание. Современный уровень развития психологии (науки, занимающейся изучением только одной стороны развития ребенка — психической) и почти полное отсутствие системных данных о другой стороне развития — личностной, не позволяет поставить диагностичиую цель в процессе развития. И воспитание, и развитие пока не могут быть организованы в учебном заведении на технологическом уровне, следовательно, использование понятия «педагогическая технология» также не правомерно.
Итак, применение понятий «воспитательная технология», «образовательная технология» и «педагогическая технология» сегодня неправомерно, так как в воспитании и педагогическом процессе нет четко и ди-агностично определенных целей. Правда, в психологии разработан ряд методик развития отдельных психических свойств, дающих весьма хорошие результаты, но в них отсутствует система диагностических средств, поэтому технологиями на сегодняшний день они названы быть не могут. По-видимому, их дальнейшая разработка позволит получить технологии формирования отдельных психических качеств. Правомерным на сегодняшний день может считаться лишь использование понятия «технологии обучения».