Август 16

Компьютерные технологии обучения

Компьютерные технологии обученияКомпьютерные технологии, без сомнения, представляют собой самую аван­гардную область в арсенале современного обучения. Для их реализации требу­ется специальное техническое оснащение (по меньшей мере, компьютерный класс) и определенный уровень компьютерной компетентности. Компьютер­ная компетентность учащихся формируется как на уроках информатики при обучении пользованием компьютером, так и при его применении в качестве учебного средства на других предметах.

Обобщенным показателем сформированной компьютерной компетентно­сти принято считать наличие таких качеств личности учащегося, как:

□ интерес к проблемам развития информационных технологий;

□ осознанная установка на использование компьютерных технологий всвоей учебной и будущей профессиональной деятельности;

□ умение мыслить свернутыми формами и формализованными структурами;

□ способность быстро и эффективно включаться в виртуальную ситуацию, моделировать объекты с помощью компьютерных средств;

□ владение этикетом электронного диалогового общения.

Несмотря на то что уровень освоения компьютерной компетентности у учащихся одного класса нередко серьезно различается (одни из них уже явля­ются грамотными пользователями, а другие способны проводить простейшие операции только под наблюдением и контролем учителя), следует широко ис­пользовать технологические возможности комплекса «компьютерный класс». Школьный компьютер в учебном процессе позволяет:

получать информацию из Интернета: ученики могут воспользоваться из­влеченной информацией при подготовке к урокам, для написания твор­ческих работ, при подготовке проектных заданий;

играть: существует целое семейство компьютерных игр, которые специ­ально созданы для тренировки внимания, развития памяти, логического мышления и освоения в игровой ситуации нового знания;

работать с текстами: создание текста — один из основных способов использования компьютера в обучении. Тексты можно воспроизводить на бумажном носителе, распечатав его на принтере (так создаются тро­гательные сборники творческих сочинений школьников, их самодеятель­ные журналы и альманахи);

создавать рисунки, чертить и конструировать: для изобразительного творчества понадобятся специальные программы — графические редак­торы (самый простой — Paint brush) и чертежная программа, например «Компас»;

проводить мультимедийные выступления: использование специальных мультимедийных программ и устройств (особый мультимедийный про­ектор, экран, подключенные к компьютеру) позволяет учителю или уче­никам-докладчикам демонстрировать на экране план выступления, от­дельные тезисы, иллюстрации (схемы, фотографии, объемные модели, мультипликацию). Одновременно может звучать музыка, звуковая до­рожка видеофильма.

Компьютерные технологии могут «работать» в учебном процессе и как объяснительно-репродуктивные, и как эвристические.

Они дают хороший результат при освоении «готового знания» в виде про­граммного продукта на компакт-дисках CD ROM. Кроме того, образователь­ные электронные ресурсы включают разнообразные информационно-справоч­ные материалы: словари, энциклопедии, справочники.

По многим учебным курсам существуют «электронные учебники». Их мультимедийное содержание разделено на главы, параграфы. Специальное мето­дическое сопровождение позволяет работать с такими курсами самостоятельно. Учащимся задается три уровня активности: первый — пошаговое выполнение инструкций, которые появляются на экране; второй — самостоятельная рабо­та по выполнению аналогичных заданий; третий — самотестирование, по ре­зультатам которого компьютер выдает рекомендации по повторению отдель­ных тем курса.

Но одновременно компьютерные технологии могут с успехом применяться для обучения «через открытие». Существуют образовательные электронные продукты, получившие название «креативные среды», позволяющие ученику практически сразу оказаться в ситуации творчества, эксперимента, исследо­вания. Например, программа «Лаборатория Архимед»: на экране компьютера появляется стол, предметы, из которых можно собрать установку для проведе­ния химических опытов. Ученик щелчком «мыши» сам выбирает нужные ре­активы, и, если выбор сделан правильно, появляется ролик, показывающий, как идет химическая реакция.

Программа «Живая геометрия» предлагает на экране сложный чертеж, на котором выделены точки: вершины многоугольников, пересечения линий. Любую из этих точек можно двигать, и она потянет за собой весь чертеж. Он начнет переворачиваться, расширяться, сужаться, а ученик сможет видеть, ка­кие замеченные им свойства исходного рисунка остаются неизменными (их можно будет попытаться доказать теоретически), а какие меняются.

Работа с «креативными средами» создает для ученика атмосферу собствен­ного проекта, ведь он действует, исходя из своих интересов и по своему плану. От несложных опытов и простых действий ученик переходит к творческим за­даниям, возрастает степень его ответственности за свою работу, контроль сме­няется самоконтролем.

Одна из важнейших проблем в организации современного процесса обуче­ния — выбор технологии. Объективно он определяется целями, содержанием обучения, возрастными особенностями учащихся. Это, однако, не означает, что определенные цели обучения жестко требуют определенных технологий. Известный психолог Б. М. Теплое писал: «Нет ничего более нежизненного и схоластичного, чем идея о том, что существует только один способ успешного выполнения всякой деятельности. Эти способы бесконечно разнообразны, как разнообразны человеческие способности» .

В выборе технологии обучения педагог проявляет себя как субъект соци­ально значимой деятельности. Результат его педагогической деятельности, преподавания зависит от того, насколько он способен выстраивать техноло­гию обучения как «систему разносубъектных действий» (В. И. Слободчиков) в рамках определенной образовательной ситуации, с учащимися определен­ного возраста и на определенном содержании учебной деятельности.


Метки: , , , , ,
Copyright 2017. Все права защищены.

Опубликовано Август 16, 2019 admin в категории "Компьютерные технологии обучения в школе и вузе