Компьютерные технологии как средство обучения иностранным языкам в вузе Угольков Виталий Владимирович

Диссертация — 480 руб. доставка 10 минут. круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно. доставка 10 минут. круглосуточно, без выходных и праздников

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Характерные особенности современных компьютерных технологий обучения .

1.1 Новые информационные технологии в учебном процессе в подготовке студентов к педагогической деятельности: теоретические системы, педагогический опыт. — стр. 21

1.2 Дистанционная и заочная формы обучения: сходства и различия. — стр. 38

1.3 Использование новейших технологий в обучении иностранным языкам в высшем учебном заведении. — стр. 44

1.4 Характеристика путей и средств дистанционного обучения студентов педагогических вузов. — стр.57

1.5 Методы и модели дистанционного университетского образования. — стр. 62

Глава II. Педагогические перспективы внедрения информационных технологий в процесс преподавания иностранных языков в вуз е. — стр.78

2.1 Дистанционное образование в процессе развития высших учебных заведений. — стр. 83

2.2 Роль Интернета в обучении иностранным языкам. — стр. 97

2.3 Как организовать обучение иностранному языку дистанционно на базе компьютерных телекоммуникаций. — стр.107

2.4 Перспективы развития дистанционного образования в России: опытно-экспериментальное исследование. — стр.115

Заключение. — стр. 130

Литература. — стр. 135

Приложение 1:

Список терминов и сокращений.

Приложение 2 — стр.163

Введение к работе

Актуальность исследования.

В мировом сообществе развиваются процессы глобальной информатизации всех сфер общественной жизни. От уровня информационно-технологического развития и его темпов зависят состояние экономики, качество жизни людей, национальная безопасность и роль государства в мировом сообществе. Во всех развитых странах и во многих развивающихся странах идут интенсивные процессы информатизации образования. Разрабатываются пути повышения результативности общего образования, вкладываются большие средства в разработку и внедрение новых информационных технологий. Все более полно проявляются тенденции широкого использования в образовании дистанционного обучения как важнейшей компоненты складывающейся системы открытого образования.

Выступая на заседании Государственного Совета Российской Федерации 29 августа 2001 года Президент Российской Федерации В. В. Путин отметил: «И, наконец, еще одна тема, которую считаю нужным затронуть. Это внедрение в образование современных информационных технологий. Вопрос, как вы понимаете, жизненно важный.

Но тридцать лет назад у нас уже был период «компьютеризации всей страны». Разрыв между грандиозностью этого замысла и тем, что получилось в жизни, известен. Должен сказать, что мы не имеем права на повторение этого негативного опыта» .

В настоящее время общепризнанно, что современная система образования вступила с появлением Интернета и в целом благодаря интенсивному освоению возможностей новых информационных технологий, в новую фазу своего развития. Наиболее актуальной задачей сегодня является совершенствование дидактической теории применительно к новым образовательным условиям. Основные усилия как теоретиков, так и практиков образования сосредоточены в области дистанционного образования, дистанционного обучения (ДО) и связанных с этим всех видов организации дистанционной деятельности. Различение этих понятий является семантически значимым, что неоднократно подчеркивается рядом исследователей: как теоретиков обучения, так и практиков. Оно определяет сам круг тех методических материалов, педагогических методик и форм организации дистанционной совместной деятельности, которые необходимо использовать для достижения искомой цели — обучить и научить.

В конце 80-90 гг. за рубежом и, начиная с середины 90-х, в России начался процесс глобальной компьютеризации, в том числе и учебных заведений, открывших новые перспективы применения дистанционного образования, а именно с помощью компьютерных сетей (локальных и глобальных) (№92 с. 176). Так как общество находиться на пути к превращению в информационное общество, то и все его составляющие, включая и образование, должны прийти к использованию информационных технологий в полном объеме. Возможности информационных технологий (т. е. использование ЭВМ и Интернета) позволяет перейти на новый, более продвинутый этап развития и предоставляет новые, еще более широкие возможности для обучения, недоступные на ранних стадиях дистанционного образования.

Над общей концепцией дистанционного образования в настоящий момент работает целый ряд институтов и учреждений, в первую очередь Российская академия образования. Значительный вклад в теорию и практику использования информационных технологий обучения (компьютеризации обучения) внесли: Андреев А. А. (№1 с.165), Бухаркина М. Ю. (№12 с.166), Ваграменко Я. А. (№17 с.166), Ершов А. П. (№43 с.170). Дмитриева Е. И. (№41 с.170), Колин К. К. (№51 с.171). Моисеева М. В. (№69 с.173), Полат Е. С. (№91 с.175), Назарова Т. С. (№81 с. 17 4). Леонов В. Г. (№61 с. 172). Григорьев С. Г. (№31 с.169) и другие ученые. В работах этих авторов рассмотрены пути повышения эффективности обучения с использованием различных технических средств, некоторые способы классификации педагогических программных средств (ППС), проблемы компьютеризации естественных дисциплин и знаний.

Анализ трудов этих авторов показал все еще не исчезла необходимость четкого разграничения понятий: дистанционное образование, дистанционное обучение, дистанционная деятельность. Например, Полат Евгения подчеркивает, что это далеко не тождественные понятия. «Понятие образования значительно шире и включает в себя как процесс обучения, так и широчайшие возможности самообразования». Набирает силу дистанционная педагогическая деятельность (организация дистанционных семинаров, конференций, работа с аспирантами, олимпиады, викторины, пр.)- Говоря о дистанционной форме образования, следует говорить о создании единого информационно-образовательного пространства, куда следует включить всевозможные электронные источники информации (включая сетевые): виртуальные библиотеки, базы данных, консультационные службы, электронные учебные пособия, специально оборудованные классы и виртуальные классы в том числе (киберклассы) и пр. Когда речь идет о дистанционном обучении следует понимать наличие в системе учителя, учебника и ученика. Это взаимодействие учителя и учащихся. Отсюда главное при организации дистанционной формы обучения — создание электронных курсов, разработка дидактических основ дистанционного обучения, подготовка педагогов-координаторов .

Согласно академику Ершову А. П. под информацией «понимается всеобщий и неизбежный период развития человеческой цивилизации, направленный на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности. Информация понимается как совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними, становится таким же стратегическим ресурсом как традиционные материальные или энергетические ресурсы. Техническим средством освоения такого ресурса выступают средства вычислительной техники, средства связи и другие устройства преобразования, хранения и обработки информации»

Другой подход просматривается в творчестве таких ученых как: Домрачев В. Г. (№35 стр. 169), Каракозов С. Д. (№49 стр. 171), Леонтьев А. Н. (№58 стр. 172), Хуторской А. В. (№62 стр. 172), Машбиц Е. И. (№79 стр. 174) .

Исследование основывается также на важных теоретических выводах по методике обучения (Дармодехина В. Н. Конаныхин П. В. Комарова Т. С. Круглов Ю. Г. Легостаев И. И. Сабаткоев Р. Б. Скамницкая Г. П. и др.), формированию сознания и поведения обучающихся (Солдатенков А. Д. Сокольникова Э. И. Тайчинов М. Г. и др.)

Их исследования, в большей степени, направлены на совершенствование познавательной деятельности учащихся, в том числе путем повышения педагогического мастерства преподавателя, оптимизации педагогического процесса за счет активации самостоятельной работы студентов в процессе дистанционного обучения, повышения познавательной мотивации студентов при учете психофизиологических, возрастных и личностных особенностей обучающихся.

Дистанционная форма — это и не синоним заочной формы обучения, ибо здесь предусматривается постоянный контакт с преподавателем, с другими учащимися киберкласса, имитация всех видов очного обучения, но специфичными формами. Следовательно, заключают специалисты, требуются теоретические проработки, экспериментальные проверки, серьезные научно исследовательские работы. К сожалению, в настоящий момент в России наблюдается явный дефицит таких работ, что усугубляет наше отставание от развитых стран запада и, в первую очередь, США.

Интерес к дистанционному образованию подогревается сообщениями о динамичном росте системы дистанционного образования за рубежом. Само понятие дистанционного (или дистантного) образования заимствовано из английского языка и практики образования Великобритании, Канады и особенно США, где не только понятие Distant Education, но и аббревиатура DE, происходящая от этих слов, стали устойчивыми и не требуют расшифровки. В зарубежной практике понятие дистанционного образования охватывает самые различные модели, методы и технологии обучения, при которых педагог и обучаемый пространственно разделены, находятся в разных местах (классах, школах, районах, городах и даже странах).(Thompson М. №150 стр.183)

Дистанционное образование представляет собой сложное историческое явление, прошедшее ряд фаз своего развития и развивающееся сегодня в рамках частично альтернативных стратегий. В современной России присутствует практически все это многообразие фаз и стратегий развития ДО. Россия унаследовала от времен Советского Союза разветвленную, хотя и изрядно обветшавшую, систему заочного обучения. В 90-е годы с появлением рыночного спроса на дистанционные образовательные услуги многие вузы вышли на образовательный рынок с предложением таких услуг. Однако, не имея достаточных финансовых, материально технических и кадровых ресурсов для освоения высокотехнологичных форм ДО, они были вынуждены, по существу, возвращаться к корреспондентской и заочной формам ДО. Эта тенденция отчасти сохраняется по сей день. Не располагая возможностями для развертывания высокотехнологичных систем ДО, такие вузы часто пользуются термином «дистанционное обучение» для рекламы своего варианта корреспондентского или заочного обучения, мало отличающегося от традиционного.

Прямое участие государства в формировании новой генерации ДО в эти годы не могло носить масштабный характер. Отсутствие бюджетного финансирования не позволило осуществить подготовленную программу развития ДО федерального уровня. Не удалось сохранить общенациональный образовательный телевизионный канал, имевший несомненные достижения в довузовской дистанционной подготовке и в обучении иностранным языкам. Вместе с тем государство способствовало накоплению предпосылок для развития современных форм ДО. Были предприняты беспримерные усилия по информатизации образования. Политика открытости и стремление ввести Россию в мировое образовательное пространство способствовали знакомству с опытом передовых стран, завязыванию научных и деловых связей, широкому распространению Интернета. Предоставленные вузам автономия и академические свободы в условиях рыночной экономики вели к развитию инициативы и деловых качеств нового поколения руководителей вузов.

В этих условиях, как правило, при сотрудничестве с западными образовательными учреждениями, фирмами, инвесторами и спонсорами, с привлечением собственных внебюджетных средств вузов началось освоение высокотехнологичных форм ДО, что позволило ряду вузов совершить рывок и приблизиться к современному уровню ДО. В последние годы сформировалось движение, в котором активно участвуют уже многие десятки вузов, поставившие перед собой цель создание конкурентоспособных систем до.

Дистанционное образование за рубежом, в частности в США, ныне входит в новую, очень важную фазу своего развития. После сравнительно долгого периода относительной стабильности в смысле неизменности основных технологий и методов обучения, и относительно недавнего периода кардинальных изменений вследствие появления новых разнообразных сред (видео, компьютерных телекоммуникаций), ДО сегодня входит в фазу интегрирования и сближения технологий. Этот период оказал существенное влияние на практику обучения. Среди ключевых тенденций в развитии ДО необходимо указать следующие:

— одновременное развертывание (рост разнообразия) и сближение технологий;

— изменения в отношениях между преподавателями и учащимися;

— изменения отношений между учебными заведениями;

— возникновение устойчивых традиций.

В конце 7 0-х учебные заведения действовали в сфере ДО самостоятельно. Они разрабатывали свои курсы, покупали готовые у других учебных заведений и обычно предлагали их в одной, хорошо разработанной области. Те немногие межвузовские связи, ограничивались подходом в складчину при закупке курсов и их «доставке» обучаемым.

В 80-х годах эта тенденция заметно усилилась в связи с появлением спутникового ТВ, только теперь речь зашла и о совместной разработке курсов. Предтечей межвузовских консорциумов был Среднеамериканский Университет. Более удачными моделями оказались Международный Университетский Консорциум и не дававшая аттестатов Национальная Университетская Сеть Телеконференций. Сейчас подобные учреждения прочно заняли свою нишу в сфере высшего ДО, но в свое время они казались значительным шагом вперед.

90-е годы принесли свои нововведения в отношениях между учебными заведениями. Наиболее значимый из них — Сетевой Открытый Университет. Предшествовал ему Национальный технологический университет, который выдавал дипломы благодаря совместной работе многих крупных вузов. Совсем свежий пример — это консорциум степени национальных университетов, который объединяет девять солидных вузов, предлагающие национальную степень бакалавра в менеджменте. Этот консорциум был создан как результат деятельности университета Развития Разума, который и ныне продвигает создание других, более специализированных консорциумов в библиотечном деле и в области разработок систем преподавания с целью присуждения национальных степеней по этим специальностям.

В 80-х годах технологии ДО, использовавшиеся для создания учебных материалов, их доставки и взаимодействия между преподавателями и учащимися, были малочисленны и примитивны. В основном это были печатные материалы, видео — и, изредка, прямые телевизионные трансляции. Для доставки использовались обычная почта, кабельное и общественное телевидение. Взаимодействие осуществлялось за счет письменных сочинений, прямых консультаций по телефону и иногда с помощью аудиозаписей.

Десять лет спустя техносфера неузнаваемо преобразилась. Видеомагнитофоны имелись в 8 0% домов и ныне повседневно используются в ДО, а спутниковые антенны теперь начинают служить не столько развлечению, сколько образованию.

Самое главным является то, что в сферу ДО вошли живые, интерактивные среды, такие как микроволновое телевидение, аудиографика, сжатое видео, телеконференции, аудиоконференции и т. д. Все эти среды привнесли коренное отличие в отношения учащегося и учебного заведения. Печатные материалы, трансляции и даже видеокассеты имели дело с учащимся-одиночкой, новые же интерактивные среды используются преимущественно как расширители учебных аудиторий.

На современном этапе развития дистанционного образования появление новых информационных технологий (НИТ) вывело процесс дистанционного обучения на качественно новый уровень. Почти все они — цифровые. НИТ включают в себя программы гипермедиа, что позволяет обучаемому самому контролировать порядок освоения информационного массива, а также базы данных, доступные через Интернет и другие сети, и даже интегрированные комплексы данных, что рано или поздно даст обучаемым возможность соединяться с видеокурсами, аудиоматериалами, базами данных и другим программным обеспечением прямо из дома или с места работы.

Дистанционное обучение стало как никогда многосредовым. Неизбежно подключение все большего количества сред переноса учебной информации в качестве неотъемлемых способов преподавания курсов, как в рамках определенного курса, так и при межпредметных связях. Это, очевидно, скажется на принципах разработки курсов и планировании учебных программ в ДО, что выходит за традиционные рамки «проблемы доставки».

Многосредовость ДО сказывается и на том, как учебные заведения управляют своими ресурсами. Раньше учебные заведения ориентировались на техническую сторону обучения, например, вели курсы, основанные на использовании печатных материалов и телевизионных программ. Сейчас такой подход становится неоправданным. ДО сейчас ориентируется на гибкое удовлетворение потребностей учащихся в учебных курсах. Берет верх смесь технологий. С другой стороны, взрыв технологических новаций изменяет понимание природы ДО. Ныне ДО включает в себя такие разные, даже диаметрально противоположные подходы, как самообучение и учеба в расширенной (виртуальной) аудитории. Теперь ДО определяется не столько его носителями и средствами доставки, сколько природой взаимодействия партнеров по обучению.

С усложнением и расширением технологий ДО растет и круг организаций и структур, так или иначе вовлекаемых в этот процесс. Технология становится частью инфраструктуры учебного заведения: отныне с равным вниманием должны рассматриваться проекты, касающиеся не только исследований и/или администрирования, но и преподавания как такового. Следовательно, возникает более широкое сообщество субъектов, заинтересованных в капиталовложениях в образовательные технологии.

Хотя заочное обучение насчитывает уже свыше ста лет истории, ДО как термин в обиходе не более десяти лет. Некоторые считают, что ДО — это не особый подход к обучению, а, скорее, отражение глубинных течений и изменений образовательной парадигмы. В этом смысле ДО как термин служит лишь ярлыком этих изменений. Уже через несколько лет этот ярлык канет в небытие, поскольку механизм новых отношений и новых технологий уже запущен, и они вскоре неминуемо сольются с основным потоком процесса развития образования. В настоящее время ДО и высшее образование находится в процессе адаптации к происходящим в обществе изменениям. Новые техноинфраструктуры начинают определять суть образовательной среды так же, как когда-то упор на учебную аудиторию и кампус привели к понятию учебного времени. Назревает переосмысление роли образования, теперь менее зависимого от географического положения и более — от интересов профессиональных сообществ, которые учебные заведения призваны удовлетворять посредством подготовки молодых кадров и переподготовки старых. Эта же тенденция выразится в ближайшем будущем в массовой переработке учебных программ. Новые технологии ДО прекрасно подходят для оценки успехов обучаемых «по результатам», а следовательно, и для построения программ, ориентированных на выдачу реальных результатов. Таким образом, дистанционное образование наделит учащихся возможностью быть автономными познающими субъектами, значительно изменит привычные отношения учитель-ученик. Более того, новые технологии, среды и методы позволят однозначно определить те цели и задачи образования, которые долгое время лишь подразумевались, а именно подготовку к принятию решений, действиям в неопределенных проблемных ситуациях, развитие системы ценностей, межкультурное взаимодействие и общение. Все это может стать реальностью с внедрением методов ДО.

ДО вышло из прошлого десятилетия как серьезный претендент на изменение всего высшего образования. Глубина этого изменения определяется тенденциями в использовании технологий, в пересмотре отношений между учебными заведениями, между учебными заведениями и учениками, в появлении новых видов деятельности внутри учебными заведениями. Нынешняя обстановка предлагает учебным заведениям небывалую возможность для создания такой образовательной среды, где технологии будут прежде всего сориентированы на потребности учащихся.

Дистанционные формы обучения снимают многие психологические проблемы, связанные с коммуникацией обучаемых, позволяют им быть более искренними. Возможность поработать над своей мыслью помогает студентам устранить погрешности устного общения. Открытость дистанционных форм деятельности безусловно расширяет мировоззрение обучаемых до планетарного уровня. Территориальная отдаленность всех стран и континентов перестает быть препятствием обучению и общению для тех, кто начинает работать с электронной почтой или Web-системой сети Интернет. В связи с этим, для того чтобы заинтересовать, а не испугать будущего ДО-студента необходимо чтобы:

1. Обучаемый имел возможность выбора необходимой информации и удобного инструментария ее получения.

2. Во «вводных лекциях в предмет» были в обязательном порядке указаны перспективы его (предмета) применения, для чего он изучается и его приоритет в жизни будущего специалиста.

3. Форма представления заданий и способы работы над ними были понятны и доступны пользователям, не имеющим специальных знаний в области вычислительной техники и программного обеспечения.

К тому же ДО как форма обучения, позволяющая обучаемому связываться с любой точкой планеты (если она подключена к Интернет). дает ему тем самым мощный стимул в изучении иностранных языков, т. к. только с их помощью он может полностью использовать те возможности для приобретения новых знаний, которые предоставляет ДО. Следовательно, изучение иностранных языков является неотъемлемой составляющей ДО и без этого компонента возможности ДО значительно сужаются. Любая форма представления учебного материала в настоящий момент достаточно легко реализуема. Некоторые сложности представляет работа с видеоматериалами в реальном режиме времени, однако и они успешно преодолеваются при условии достаточной скорости телекоммуникационных каналов, которая за последнее время очень возросла в России (№17 стр.136).

Если оставить пока в стороне такой относительно дорогостоящий вид ДО как видеоконференции, которые, по сути, являются ничем иным как симуляцией реального контакта учителя и обучающегося (обучающихся), то понятно, что основную информационную нагрузку в процессе обучения несут учебные материалы (со всеми возможностями их обсуждения и комментирования), а также система компьютерных симуляций экспериментов. Как раз именно эти элементы являются базовыми для формирования обучающей среды, и тем самым такая компьютерная обучающая среда составит, на наш взгляд, основу дистанционного обучения в целом.

В целом, анализ имеющихся научных исследований показывает, что несмотря на значительное продвижение, наметившееся в последнее время в исследованиях процесса дистанционного обучения, в том числе и дистанционного обучения иностранным языкам, качество подготовки выпускников в современной социально-педагогической ситуации еще не нашло должной оценки со стороны науки. Недостаточно проработана методическая сторона обучения иностранным языкам в повседневной педагогической политике учебного заведения, хотя потребность в этом становится все более очевидной в теории и на практике.

Таким образом, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность методологии и методики дистанционного обучения иностранным языкам явились причиной выбора проблемы исследования, которая заключается в поиске и реализации путей и средств организации дистанционного обучения иностранным языкам в вузе, экспериментальной апробации и внедрении компьютерных технологий в процесс обучения иностранным языкам (английского языка). Данная проблема обусловила выбор темы диссертационного исследования: «Компьютерные технологии как средство обучения иностранным языкам в вузе».

Цель исследования состоит в повышении эффективности обучения иностранным языкам при использовании информационных технологий (компьютерных сетей).

Объект исследования — процесс обучения иностранным языкам при дистанционной форме обучения.

Предмет исследования — информационные технологии в процессе обучения иностранным языкам в вузе.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования была выдвинута следующая гипотеза повышение эффективности обучения иностранным языкам посредством использования информационных технологий будет успешным, если будут конкретно определены их соответствующие роль и место в учебно-воспитательном процессе, уточнены и детерминированы основные понятия дистанционного обучения; разработаны и внедрены методические и технические аспекты обучающих программ иностранных языков через определенные модели и учебно-методические комплексы по дистанционному обучению, способствующие повышению качества образовательного процесса.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. Охарактеризовать российский и зарубежный опыт использования новых информационных технологий в преподавании иностранных языков.

2. Проанализировать существующее программное обеспечение информационных технологий в области преподавания английского языка и возможности их применения в данном исследовании.

3. Определить педагогическую потребность в дистанционном обучении иностранным языкам с помощью тестирования и анкетирования и классифицировать основные целевые группы, заинтересованные в получении дистанционного образования по иностранному языку.

4. Предложить новые варианты дидактических моделей дистанционного обучения иностранным языкам при использовании адаптированных информационных технологий, провести их экспериментальную апробацию и разработать рекомендации по использованию.

Методологической основой исследования выступили положения педагогики и психологии о развитии человеческого сознания и деятельности, современные социально-педагогические концепции в области среднего и высшего образования, положения и идеи о деятельностной, творческой сущности личности, о взаимодействии и взаимообусловленности педагога и обучаемого.

В процессе исследования использовались следующие методы:

анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

изучение специальной литературы по информационным технологиям и структуре компьютерных сетей;

анализ современных отечественных и зарубежных программ дистанционного обучения иностранным языкам;

систематизация полученной информации для проведения экспериментального исследования.

Теоретическую основу исследования составили основополагающие идеи о педагогической деятельности в процессе дистанционного обучения как о динамической педагогической системе, обоснованные в трудах Белошапко В. К. Бухаркиной М. Ю. Ершов А. П. Полат Е. С. а также развиваемые в работах Андреева А. А. Каракозова С. Д. Леонова В. Г. положения о единстве теоретической и практической, профессиональной и гуманитарной подготовки специалистов (Назарова Т. е. Погосян В. А.), о целях, структуре, средствах формирования и реализации процесса дистанционного обучения иностранным языкам в вузе (Моисеева М. В. Соловов А. В.).

Научная новизна исследования состоит в:

выявлении новых возможностей программного обеспечения информационных технологий в преподавании английского языка;

усовершенствовании методик дистанционного обучения иностранным языкам в вузе, повышающим качество образовательного процесса;

разработке новых вариантов моделей процесса дистанционного обучения иностранным языкам, позволяющим оптимизировать его содержание и повысить эффективность усвоения учебного материала.

Теоретическая значимость исследования заключается в:

уточнении структуры дистанционного обучения в вузе с точки зрения возможностей эффективной реализации программ обучения английскому языку;

развитии дидактического подхода к компьютерным технологиям обучения английскому языку в дистанционном образовании;

определении учебно-методических подходов к созданию новых вариантов моделей дистанционного обучения английскому языку в вузе;

расширении статистической, фактографической и источниковедческой баз российских исследований дистанционного образования, привлечении к рассмотрению новых фактов, данных, концепций.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

разработанная и апробированная модель реализации процесса дистанционного обучения иностранным языкам позволяет оптимизировать ее содержание в научном контексте и повысить эффективность усвоения материала конкретной дисциплины «иностранный язык» обучающимися;

полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы средними и высшими учебными заведениями для оптимизации содержания курсов преподаваемых дисциплин с целью повышения качества образовательного процесса.

Достоверность и обоснованность научных результатов, выводов и рекомендаций обеспечивались широкой источниковедческой базой, применением комплекса методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, всесторонним изучением проблемы, объемом выработки объектов эксперимента, внедрением в практику разработанных рекомендаций и их оценкой студентами и преподавателями, личным педагогическим опытом диссертанта.

Положения, выносимые на защиту: 1.Сущность подготовки будущих специалистов с использованием компьютерных технологий в обучении иностранным языкам состоит в создании целостной, устойчивой системы, в которой структурируется взаимосвязь понятийных, причинно-следственных и алгоритмизированных компонентов обучения с учетом индивидуальных свойств личности. 2.Эффективность дистанционных форм обучения английскому языку будущего специалиста зависит от потребностей среды подготовки специалистов и функциональных возможностей компьютерных технологий при учете следующих педагогических условий:

— процесс обучения проходит в своем развитии подготовительный (школа), профессионально-ориентирующий (вуз) и профессионально-прикладной (практика) этапы;

— содержание учебного предмета (английского языка) структурируется в единстве использования форм и методов традиционного и компьютерного обучения.

3.Новые варианты моделей процесса дистанционного обучения английскому языку посредством использования современных информационных технологий.

Апробация основных положений диссертационного исследования осуществлена на заседаниях кафедры общей педагогики, истории педагогики и образования МГОПУ им. М. А. Шолохова, в публикациях автора, на заседаниях методического совета, на семинарах-практикумах факультета иностранных языков МГОПУ им. М. А. Шолохова. Организация исследования

Исследование включило в себя три этапа:

Первый этап (2001г.-2002г.) — анализ научно-учебной и научно-методической литературы по проблеме исследования, теоретический анализ проблемы интеграции дистанционного обучения в вузе.

Второй этап (2002г.-2003г.) разработка теоретических основ преподавания иностранных языков посредством компьютерных технологий в условиях вуза, целью которых является изучение состояния исследуемой проблемы на практике. Продолжение изучения литературы. Проводились педагогические исследования, анализировались результаты, экспериментально выявлялась эффективность применения технологий дистанционного обучения в вузе.

Третий этап (2003г. — 2004г.) — продолжение экспериментального исследования, анализ, обобщение полученных результатов, внесение корректив в структуру диссертационного исследования, литературное оформление работы.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились Межвузовский центр дистанционного образования Московского Государственного Открытого Педагогического Университета им. М. А. Шолохова, гимназии №1520 и 1542 г. Москвы, частная практика автора.

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, списка терминов и сокращений, приложений.

Новые информационные технологии в учебном процессе в подготовке студентов к педагогической деятельности: теоретические системы, педагогический опыт

«Начиная с 2000 года, обучение на всех уровнях и во всех областях знаний будет строиться через интерактивное использование компьютеров», — этот прогноз был опубликован 20 лет назад и как показывает действительность, использование новых информационных технологий (НИТ) в настоящее время стало неотъемлемой частью всех процессов в академической среде (№44 с.170). Действительно, положение о том, что обязательным компонентом жизнедеятельности личности признаны на паритетных началах адекватная социально-экономическая и информационная среда составляет ядро философии образования 21 века. Компьютеры нашли обширное применение в научно-исследовательской, учебно-методической и административной деятельности современных университетов. В рамках программ COPERNICUS, ERASMUS и SOCRATES, поддерживаемых Европейским Союзом, накоплен определенный опыт межуниверситетского сотрудничества в области компьютерного образования и обозначены приоритетные направления применения новых информационных технологий (№136 с.181). Это нашло свое отражение и в национальной доктрине образования Российской Федерации.

Современные компьютерные технологии являются составной частью мультимедия технологий (от англ. multi-много и media-среда). Эти технологии рассматриваются нами как информационные технологии обучения, интегрирующие аудиовизуальную информацию любых форм (текст, графика, анимация и др.), реализующие интерактивный диалог пользователя с системой и разнообразие форм самостоятельной деятельности по обработке информации. Они представляют огромный диапазон возможностей для совершенствования учебного процесса и системы образования в целом.

Первоначально использование новых информационных технологий связывалось с преподаванием математики, электроники, физики, инженерных дисциплин и экономики. С развитием аппаратного и программного обеспечения компьютеры стали использоваться в медицине, биологии, химии, также расширился гуманитарный спектр и психология, лингвистика, история, юриспруденция, компьютерная графика и дизайн. По мере развития локальных и глобальных компьютерных сетей и мультимедийных технологий все большее значение стала приобретать методология управления информацией, сложилось научное направление и менеджмент информационных систем (МИС). В обществе заговорили о едином информационном пространстве, единой информационной среде, и более того, сформулирована и развивается концепция о информации как обязательном атрибуте материи. Информационные ресурсы глобальных компьютерных сетей стали использоваться практически во всех областях знаний (№96 с. 17 6).

Наиболее общее определение дистанционного обучения звучит следующим образом: Дистанционное обучение — это обучение, которое протекает в ситуации, когда учитель и ученик разделены пространственно, и так же разделены могут быть ученики друг с другом.

По современному законодательству (январь 2004г.) в России еще нет дистанционного образования, а есть только некоторые формы дистанционного обучения.

Неопределённость самого понятия дистанционного образования и непрекращающиеся дискуссии в российском научно-педагогическом сообществе по поводу того, что это такое — новая форма образования, технология, разновидность или синоним заочного образования -, неясное представление о том, как, на основе какой дидактической модели может и должен быть организован учебный процесс ДО определяют возможность и необходимость наших дальнейших психолого-педагогических исследований в этой области.

Аббревиатуру ДО расшифровывают по-разному: Д дистанционное или дистантное, О — образование или обучение. С первыми двумя терминами все достаточно просто. Термин «дистанционное» — это термин русского языка. Термин «дистантное» является калькой от английского слова Mis tan t’. В русском языке его просто нет (№39 с. 169).

Солидаризируясь с вышесказанным, по двум последним терминам нет однозначного ответа. Образование в русском языке определяется как процесс и как результат. Если мы говорим о результате, то термин «дистанционное образование» некорректен. Если же речь идет о процессе, то этот термин вполне допустим. В последнее время наметилась тенденция к использованию термина «дистанционное обучение», что более четко указывает на ДО как на процесс и его непосредственную связь с технологиями обучения.

Включение современных информационных технологий в образовательный процесс создает реальные возможности повышения качества образования. Однако следует признать, что уровень информатизации учебной и научной деятельности остается еще достаточно низким. Представляется, что в части развития информационных образовательных технологий главную роль должна сыграть высшая школа, среди первоочередных задач которой развитие дистанционного обучения и создание электронных библиотек, модернизация и развитие существующей сетевой инфраструктуры, увеличение пропускной способности используемых каналов. В этом случае вузы могут стать важными источниками информационных и телекоммуникационных услуг для учреждений среднего общего и профессионального образования. Наиболее сложным и важным звеном здесь является общеобразовательная школа, которая, несмотря на достаточно продолжительный период освоения информационных технологий, остается крайне слабо оснащенной с технической точки зрения. Эта проблема должна быть решена в ближайшие годы в рамках федеральных целевых программ «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)» и «Электронная Россия».

Характерными чертами дистанционного образования являются: гибкость: обучаемые системы дистанционного образования (СДО). в основном не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а работают в удобное для себя время в удобном месте и в удобном темпе, что представляет большое преимущество для тех, кто не может или не хочет прекратить свой обычный уклад жизни. Для поступления студенту формально не требуется какого-либо образовательного ценза. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения предмета и получения необходимых зачетов по выбранным курсам модульность: в основу программ ДО кладется модульный принцип. Каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым (например, для персонала отдельной фирмы) потребностям экономическая эффективность: средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что ДО обходится на 50% дешевле традиционных форм образования. Опыт отечественных негосударственных центров ДО показывает, что их затраты на подготовку специалиста составляют примерно 60% от затрат на подготовку специалистов по дневной форме.

Дистанционная и заочная формы обучения: сходства и различия

Дистанционное образование берет свое начало от заочной формы обучения. Однако, не смотря на сходство этих двух форм обучения, они имеют различия. Заочное образование — поточное. Оно включает в себя общий для всех учебный план, общие сроки отчетности по контрольным и курсовым работам, определенные сроки зимней и летней сессии. Отрицательной чертой заочной формы обучения является то, что преподаватели зачастую не помнят, или совсем не знают всех студентов заочной формы обучения.

Конечно, заочное обучение является прообразом ДО в тех учебных заведениях, которые имеют соответствующий опыт. Однако есть и принципиальные отличия сложившихся стандартов заочного обучения и новых идей ДО. Среди них выделим следующее:

— заочное обучение предполагает получение какой-либо конкретной специальности по вполне определенному учебному плану. ДО более демократично. Учащийся может выбрать какой-либо один курс или систему курсов, не связывая это, порой, с получением конкретной специальности; при заочном обучении обычно планируются очные занятия, когда учащиеся собираются вместе для прослушивания обзорных лекций, выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов. При дистанционном обучении такие сессии могут и не планироваться, однако складывающаяся практика российского ДО показывает, что хотя бы без одной очной встречи обучающегося и преподавателя на итоговом контроле пока, видимо, не обойтись; заочное обучение ориентировалось на печатные материалы, пересылаемые по почте. ДО в своей основе предполагает использование компьютерных и телекоммуникационных технологий;

Дистанционное образование происходит по индивидуальному плану, что разительно отличает его от заочного образования. Каждый студент дистанционной формы обучения прикрепляется к преподавателю, который курирует, проводит консультации по различным вопросам, темам и заданиям, проверяет тестовые работы и задания, помогает подготовке к экзаменам. Общение студента дистанционной формы обучения с преподавателем осуществляется посредством телефона, факса, электронной почты, либо в режиме реального времени видеоконференции, в отличие от заочной формы обучения, где преподаватель и студент встречаются на семинарах или сразу на экзамене.

Комплект учебных материалов и пособий студент дистанционной формы получает сразу после зачисления на курс, обычно после оплаты. Он включает в себя не только учебники, но и тексты лекций, задачники, пособия и практикумы, задания для самостоятельной работы на различных носителях информации: традиционные бумажные, компакт диски, аудио — и видио-материалы.

Важным отличием дистанционной формы от заочной является то, что студент сам выбирает последовательность изучения предметов и темп работы. Например, за один семестр дистанционной формы обучения можно пройти курс, который занимает год на очной форме, или, наоборот, продлить курс на два года. Однако, это не дает основания полагать, что дистанционное образование представляет собой легкий и необязательный процесс. Система дистанционного образования держится на жесткой отчетности и контроле. Каждый пройденный раздел курса влечет за собой строгий отчет по конкретной дисциплине, отсутствие которого не позволит студенту продолжить дальнейшее обучение (№54 с.171) .

В нашей стране широкое распространение получило заочное образование широких слоев населения. Трудно было найти вуз, который не практиковал эту форму обучения. Студенты самостоятельно изучали определяемый вузом перечень дисциплин, а в конце должны были приехать в свой ВУЗ и сдать полагающиеся по учебному плану курсовые работы, зачеты и экзамены.

К началу 90-х годов по ряду причин эта форма обучения была практически свернута. Одновременно с этим процессом, начало 90-х годов характеризуется возникновением в России ряда крупных компаний, специализирующихся на предоставлении телекоммуникационных услуг. Ситуация, сложившаяся к середине 90-х годов, привела большинство организаций и специалистов к единодушному мнению о необходимости создания и развития в России системы дистанционного образования. Под ней понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения с помощью передовых информационных компьютерных и иных технологий, в рамках специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена информацией (телевидением, радио, компьютерной сетью передачи данных).

Если говорить о дистанционном образовании как о философии, о методологии, то можно отметить, что издавна у людей было стремление организовать удаленное обучение, обучение не только в аудитории, в присутствии лектора. В основе развития удаленного обучения лежит принцип разделения вуза и студента. Выделяются далее два направления: первое (форма асинхронного обучения) — это удаленный студент. Это направление исторически оформилось как заочное образование. Второе направление (синхронное обучение, или дистанционное обучение в современном понимании) — удаленный класс, обучение в нем при синхронном взаимодействии между преподавателем и группой студентов. Как видно, синхронное и асинхронное обучение принципиально различаются, но они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Занимая по форме промежуточное положение между очным и заочным, дистанционное обучение — явление совершенно особое, не сводимое к первым двум. Специально разработанная оболочка должна обеспечить всю информационную поддержку в соответствии с учебными планами, тестирование и самотестирование, систему итоговых контрольных мероприятий. Средств для этого вполне достаточно, учитывая разнообразие уже созданных компьютерных технологий. Наиболее трудоемкой и, более того, пока еще не очень ясной остается задача реализации лабораторного практикума в системе дистанционного обучения. Это особенно важно для технических вузов (№123 с. 17 9).

Хотелось бы сказать о высокой степени ответственности высшего учебного заведения за качество выпускаемого специалиста. Понятно, что для медицинских, некоторых технических специальностей, требующих большого объема предметных практических занятий и выпускающих специалистов, от квалификации которых зависит здоровье или безопасность общества, эта форма неприемлема. Этот постулат работал в системе заочного образования, в свое время широко развитого в нашей стране.

Однако, престижный вуз, учитывая развивающийся рынок труда, должен быть обеспокоен уровнем знаний выпускаемых им специалистов, поскольку это во многом будет определять в условиях рыночной экономики его финансовое положение. При дистанционном образовании существует определенная опасность выдачи диплома об окончании данного учебного заведения не тому, кто учился, а тому, кто организовал и оплатил дистанционное образование. Конечно, в прошлом в заочном образовании такая опасность тоже существовала, т. к. не секрет, что, особенно на его закате, существовала целая система выполнения контрольных работ и курсовых проектов. Однако очная и регулярная сдача экзаменов, тем не менее, определенным образом гарантировала минимальный

Дистанционное образование в процессе развития высших учебных заведений

Арсенал информационно-технологических средств ДО, используемых российскими вузами, достаточно многообразен, и к тому же он быстро расширяется. Основные типы технологий, которые используются в ДО, соответствуют применяемым во многих странах мира: — печатные материалы (кейсы с печатными материалами); — аудио — и видеокассеты; — радио и телевидение; — компьютерные обучающие программы; — Интернет-технологии.

Печатные материалы по-прежнему остаются основным носителем содержания в большинстве дистанционных курсов Российских вузов. Большинство вузов применяют печатные материалы как доминирующую технологию дистанционного обучения. По данным анкетирования вузов, проведенного ЦИАН Минобразования России, среди опрошенных высших учебных заведений, ведущих ДО, около 80% используют кейсы с печатными материалами, а еще 16% вузов планируют в ближайшее время применять эту технологию. Для подготовки самих печатных материалов все в большей степени используются современные информационные технологии. (№6 с.165)

Аудио — и видеокассеты широко используются в большинстве дистанционных курсов. Более 65 % вузов, использующих кейс-технологию, дополняют печатные материалы аудио — и видеокассетами. Записанные аудио — и видеомодули доказали свою эффективность при сочетании с учебными интерактивными модулями, основанными на электронной почте, голосовой почте, телефоне, компьютерных конференциях.

При доставке дистанционных курсов, которые имеют достаточно массовую аудиторию, часто оказываются эффективными радио и телевидение. В сочетании с телефонией и Интернет-технологиями они способны обеспечить достаточно высокий уровень интерактивности. Однако эти технологии могут снижать гибкость процесса ДО, не позволяя обучаемым свободно выбирать удобное для них время при изучении дистанционных курсов. Примером наиболее широкого использования данной группы технологий является практика Современного гуманитарного института, развернувшего обширную сеть центров учебного спутникового телевидения, которой может одновременно пользоваться до 50.000 студентов. Все же пока на российском рынке дистанционного образования учебные курсы, основанные на технологиях радио и телевидения, представлены явно недостаточно. Объем предоставления дистанционных образовательных услуг на базе этих технологий значительно ниже потенциально возможного.

Компьютерные обучающие программы наряду с печатными материалами могут рассматриваться как самая популярная и массовая технология разработки и доставки дистанционных курсов. Подавляющее большинство вузов (более 70%), предоставляющих дистанционные образовательные услуги, используют компьютерные обучающие программы. Наиболее перспективной является разработка Web-совместимых компьютерных обучающих программ, к которой приступили некоторые вузы.

Среди Интернет-технологий в ДО наибольшее распространение получила технология WWW (World Wide Web Глобальная сеть)(№70 с.196). С ней большинство Российских вузов связывают перспективы развития дистанционных образовательных услуг и выхода на национальный и международный рынки. Все вузы, разрабатывающие дистанционные учебные модули или курсы, либо уже применяют Интернет-технологии (65 %), либо планируют это сделать в ближайшем будущем (35 %). Одним реальных показателей готовности вуза к использованию Интернет-технологий ДО является наличие у него WWW-сервера и присутствие на нем развернутой информации по системе ДО. По данным Корпорации «Университетские сети знаний» на начало 2000 г. имели WWW-серверы 337 государственных и негосударственных Российских вузов в сети Интернет. Кроме того, было определено, что 65% вузов, планирующих осуществлять ДО, имеют Web-сервер в сети Интернет и, следовательно, имеют возможность использовать сеть для предоставления образовательных услуг. (№120 с.179)

Компьютерные телеконференции на базе электронной почты и Web-технологий могут проходить как в асинхронном, так и в синхронном режимах. К сожалению, настоящее время они используются очень редко. Их применение ограничивается в основном научно-информационной деятельностью в области ДО. Несмотря на это большинство провайдеров ДО осознают высокую дидактическую ценность этой технологии. Поэтому в ближайшее время можно ожидать значительный рост предложения российскими вузами образовательных услуг, основанных на технологии телеконференций.

Анализ возможностей доступа в Интернет на территории России показывает, что практически во всех регионах России можно получить доступ в Интернет и через него — к поставщикам услуг ДО. Развитие коммерческого Интернет идет очень стремительно и сдерживается в основном плохим качеством телефонных линий. Препятствием для обучаемых может послужить лишь цена услуг.

В России действует несколько десятков коммерческих сервис-провайдеров услуг Интернет. Многие из них имеют региональные представительства почти по всей России. Так, услугами сети Релком охвачена почти вся Россия с достаточной пропускной способностью. Цена наиболее простых Интернет-услуг, типа электронной почты, не может служить препятствием для большинства желающих обучаться дистанционно. Однако использование наиболее перспективных технологий ведет к существенному удорожанию трафика.(№121 с.179)

Более дешевый доступ в Интернет для образовательных целей могли бы обеспечивать обучаемым ДО вузы, многие из которых пользуются услугами научно-образовательных сетей, дотируемых государством. К ним относятся следующие.

Сеть Runnet, являющаяся частью глобальной сети Интернет. Имеет региональные сетевые сегменты и связь с международными образовательными сервис-провайдерами .

Сеть FREEnet — корпоративная некоммерческая компьютерная сеть, объединяющая академические компьютерные сети, более 500 организаций РАН, университеты, вузы, другие научные, учебные и исследовательские организации, крупнейшие библиотеки страны.

Сеть RBnet — для нужд науки и высшей школы; головная организация — Российский НИИ развития общественных сетей Минобразования РФ. Выполняет функции опорной сети, клиентами которой являются региональные сети науки и образования. Услуги, предоставляемые сетью, — Интернет и Frame Relay.

Технические возможности для обеспечения дешевого доступа в Интернет для обучаемых имеются в большинстве регионов, наиболее перспективных с точки зрения развития ДО. Реализация такой возможности зависит только от способности государства или иных спонсоров дотировать развитие образования через Интернет.(№132 с.180)

Как организовать обучение иностранному языку дистанционно на базе компьютерных телекоммуникаций

Дистанционное обучение иностранным языкам имеет свою специфику, обусловленную тем, что предполагает обучение различным видам речевой деятельности. Естественно, что для обучения таким видам речевой деятельности, как чтение и письмо, можно в значительной степени ограничиться сетевым курсом, поскольку особенности этих видов речевой деятельности не требуют сами по себе объемной графики и даже значительного по объему звукового сопровождения. Но при обучении говорению и аудированию ограничиться только текстовыми файлами не удается, необходима опора на звуковое сопровождение, а также создание различных ситуаций, стимулирующих устные высказывания обучаемых, т. е. возникает потребность опоры на иллюстративный материал. Использовать такой материал в сетевых курсах, как мы уже знаем, технически вполне возможно, но практически, учитывая реальную ситуацию, пока довольно проблематично из-за большого объема памяти, который требуют такие файлы, а, следовательно, и времени перекачки этих файлов с базового сервера на компьютеры обучаемых (при условии работы дистанционного студента посредством модема). Для таких целей очень хорошо послужили бы CD-ROM диски, тем более, что современные технологии позволяют уже распознавать с голоса (через микрофон) правильность устного ответа ученика (на рынке появились первые компакт-диски с прилагаемым к ним микрофоном, реализующие подобные возможности). На долю сети в таких курсах остается управление учебным процессом со стороны преподавателя, общение партнеров в телеконференции или по электронной почте и тестирование. (№88 с.175)

Как уже говорилось, основной задачей современного образования является в конечном счете развитие самостоятельного критического мышления, культуры умственного труда, обучение навыкам самообразования, что связано с поиском информации и ее обработкой, в том числе и на иностранном языке, а это, в свою очередь, требует владения умениями поискового и просмотрового чтения. В Интернете вся информация представлена, в основном, на английском, в значительно меньшей степени на немецком и французском языках. Создаются серверы, содержащие информацию и на русском языке, однако, пока такой информации не так много и в любом случае современному человеку очень важно располагать разнообразной информацией по интересующему его вопросу и потому ограничиться только информацией на русском языке просто невозможно. Отсюда актуальность проблемы формирования прочных навыков ознакомительного, просмотрового /поискового чтения на иностранном языке. Изучающее чтение необходимо при изучении инструкций различного рода, в том числе в курсе дистанционного обучения, чтении писем партнеров — носителей языка, подсказок меню обучающего курса, изучении справочного материала. Поэтому обучение разным видам чтения носит, пожалуй, приоритетный характер для дистанционного обучения иностранным языкам для самых разных контингентов обучаемых.

Ведущей целью обучения иностранному языку в вузе является коммуникативная — формирование коммуникативной компетенции, т. е. умения извлекать достаточно полную информацию при чтении иноязычных текстов, умения понять собеседника, а также выразить свою мысль, точку зрения устно и письменно. (№14 6 с.182)

Основу коммуникативной компетенции составляют коммуникативные умения, сформированные на базе языковых знаний и навыков, а также лингвострановедческих и страноведческих знаний.

В действующей программе и в стандарте образования отмечается связь практической цели обучения с общеобразовательной, воспитательной и развивающей целями. Указанные цели являются подчиненными и достигаются в ходе формирования коммуникативной компетенции.

Таким образом, особенность предмета «иностранный язык» состоит в том, что целью обучения является не столько знание о самом предмете, т. е. о языке (языковая компетенция), сколько выработка определенных навыков и умений разных видов речевой деятельности на основе знаний о способе деятельности (коммуникативная компетенция). В соответствии с теорией деятельности, обучать любому виду деятельности можно лишь в ходе выполнения этой деятельности.

Отсюда следует, что при обучении иностранному языку необходимо организовать самостоятельные действия учащихся (причем каждого ученика) в том виде речевой деятельности, которому их обучают. Если учащихся обучают чтению, то каждому обучаемому необходимо предоставить возможность читать, упражняться в чтении. При обучении говорению — каждому ученику следует предоставить возможность говорить, выражать свои мысли на иностранном языке. При обучении аудированию каждый учащийся должен получить возможность слушать иноязычную речь. Важно иметь в виду и существующую закономерность, сформулированную в свое время известным методистом Рахмановым И. В. (№110 с.178): в основе обучения любому виду речевой деятельность лежат слухо-моторные навыки, следовательно, устная практика необходима при формировании умений любому виду речевой деятельности.

В настоящее время самостоятельная деятельность учащихся является одной из составляющих процесса обучения. В тех случаях, когда речь идет о формировании умений и навыков, самостоятельная деятельность обучаемых становится условием достижения намеченных результатов. Нельзя забывать и о необходимости формировать грамматические, лексические навыки, постоянно совершенствовать фонетические навыки (постановку произношение все-таки предпочтительнее осуществлять под непосредственным руководством опытного педагога). Для этого также необходима соответствующая практика и система упражнений. Надо, видимо, сразу оговориться, что дистанционное обучение иностранным языкам также, как и вообще дистанционные курсы по различным предметам и вопросам программы или внепрограммного, дополнительного материала призваны не заменить очное обучение (что, впрочем, может быть в отдельных случаях, когда учащиеся по тем или иным причинам не могут посещать ВУЗ в течение длительного времени), а в дополнение к нему с целью углубить или расширить знания, предусматриваемые программой вуза. (№34 с.169)

Учебный процесс дистанционно на базе компьютерных телекоммуникаций, обязательно предусматривает дифференциацию и индивидуализацию обучения. Обучаемые в силу своих психофизиологических особенностей обладают различными способностями, задатками, поэтому для усвоения учебного материала разным учащимся требуется разное количество времени, разное количество упражнений разной степени сложности, чтобы достичь определенных результатов.

В условиях обычной аудитории, оснащенного техническими средствами (например, в языковой лаборатории аудио-активного типа), преподаватель может дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения с помощью специально подготовленных пособий: дидактического раздаточного материала для работы в парах, группах, звуковых пособий, пр.

При дистанционном обучении иностранному языку необходимость предусмотреть возможность усвоения учебного материала учащимися на разном уровне тем более актуальна. Выше уже говорилось, что в курсах по иностранным языкам мы считаем необходимым предусмотреть три уровня — базовый (определенный стандартом образования), продвинутый и углубленный, в зависимости от уровня обученности учащихся.

Уровни обученности выявляются с помощью специальных тестов перед началом обучения по основному курсу. Результаты тестирования учитываются при формировании малых групп сотрудничества. В каждую группу включается слабый студент, средний и сильный. Таким образом, обучаемые многие проблемы в состоянии оказываются решить в рамках своей группы без обращения по любому поводу к преподавателю и только, если затруднение действительно оказывается серьезным для всех членов группы, они сообща обращаются за помощью к преподавателю.

Специфика дистанционного обучения такова, что обучаемый в любом случае остается один на один с заданием и работает самостоятельно, но вместе с тем, и это чрезвычайно важно, он знает, что в любой момент может обратиться за помощью. При этом преподаватель больше внимания может уделить слабым студентам. Зачетные работы и итоговые тесты даются по трем уровням сложности и оцениваются в соответствии с данным уровнем. Часть заданий учащиеся выполняют индивидуально, часть, в основном, имеющих творческий характер, в малых группах сотрудничества. При обучении в сотрудничестве совместная работа над одним заданием оценивается для всех членов группы одинаково.

Похожие диссертации на Компьютерные технологии как средство обучения иностранным языкам в вузе