Ноябрь 21

Информационные технологии в музеях как средства межкультурной коммуникации

Библиографическое описание:

Грачева Е. С. Информационные технологии в музеях как средства межкультурной коммуникации // Молодой ученый. — 2010. — №6. — С. 283-287. — URL https://moluch. ru/archive/17/1717/ (дата обращения: 07.02.2018).

Наше исследование было посвящено социокультурному анализу и интерпретации механизма репрезентации коммуникативных средств музея в культурном поле, их влиянию и воздействию на социокультурные процессы современного общества. Материалами для контент-анализа стали публикации 2-х российских журналов «Мир музея» и «Музей», являющихся центральными периодическими изданиями. Несмотря на то, что журналы считаются специализированными, их тематика рассчитана на широкий круг читателей, включая музейных работников, специалистов в области образования, культуры, любителей искусства или живописи. Количество проанализированных публикаций в этих изданиях составило 297 статей в издании «Мир музея» и 171 статья в журнале «Музей».

Технологии контент-анализа принято разделять на количественный и качественный анализ текста. В количественном на первом плане находятся такие понятия как характер выборки (слов, текстов, их частей), частотность, статистические ассоциации. В качественном – символы, их контекст и интерпретация [2, с.66]. Исследуя публикации, мы применяли в основном количественный контент – анализ, дополненный элементами качественного.

К основным ключевым категориям качественного контент-анализа мы относили следующие единицы будущего анализа: название статьи; описание целевой аудитории, подразделявшейся на возрастную, профессиональную; тип события (выставки, экспозиции, фестивали, музейные праздники, биенали, мастер-классы и т. п.); название музея, страны и региона, где происходило событие; статьи, которые были полностью посвящены новым технологиям. Качественный характер этих категорий определялся необходимостью понимания контекста всей статьи, который и определял отнесение публикации к той или иной категории. К количественным параметрам публикаций мы отнесли номера страниц, количество упоминаний в тексте о новых технологиях. Отметим, что под новыми технологиями в музейной практике мы подразумеваем использование информационных, интерактивных и мультимедийных технологий, а также новые социокультурные практики, способы построения экспозиционного пространства и управления музейной деятельностью в целом, с использованием инструментариев маркетинга, менеджмента и PR (связей с общественностью).

В данной статье автор поставил перед собой цель проанализировать значение информационных технологий (ИТ) и новых организационных форм работы с посетителями как инновационного потенциала музея и способа сохранения, трансляции социальной информации и опыта. Поставленная цель предполагала решение следующих задач:

— рассмотреть и проанализировать социокультурные практики и тенденции развития музея, связанные с внедрением новых технологий в культурно — коммуникативное поле музея, которые в дальнейшем повлияли на его трансформацию, изменение традиционных форм работы с посетителями, а также методов подачи материала;

— определить, какое внимание и значение уделяется музейными специалистами в реализации социально востребованных инновацией в своей работе, и какая доля публикаций, посвященных этой теме, представлена в музейных изданиях;

— выявить основную и потенциальную аудитории музеев, их основные характеристики;

— обозначить формы культурно–образовательной деятельности (или тип описываемого события в СМИ) музея наиболее часто упоминаемых в публикациях.

Следует заметить, что к информационным технологиям в музейной практике относят не только применении компьютеров, но и использование автоматизированных систем управления, внедрение мультимедийных технологий, издание СD – ROM и DVD – дисков; создание информационно – образовательного портала или центра [1,с.138]. Применение информационных технологий в музее направлено на решение классической задачи – открытие новых граней культурного наследия. Одновременно этот процесс подчеркивает инновационный потенциал музея, его адаптацию и своевременное реагирование на условия общественного развития. За последние десятилетия в орбиту своей практики музеи наряду с информационными технологиями включают интерактивные приемы и программы, ориентированные на различные категории посетителей. Специалисты в музейной области выделили три направления в области музейной интерактивности [3, с.57]:

— мультимедийное;

— создание специальных интерактивных зон, в которых будут созданы условия для активного непосредственного воздействия музейных предметов, музейных реплик и «сенсорных пробников» на все органы чувств посетителей;

— распространение интерактивного режима на работы музейных студий для реализации творческих возможностей не только детей, но и взрослых по принципу «зайди – попробуй» или «сделай сам.

Заметим, что мы выделяли также статьи, где описывались программы, выставки, позволяющие непосредственно взаимодействовать посетителю с музейным экспонатом, реализуя принцип «руками трогать не воспрещается!». Новые технологии в музейной деятельности составляют совокупность не только информационных и интерактивных приемов, но и средств, методов организации и построения экспозиционного поля музея, например, использование видеоинсталляций, художественных перформансов, музыкального, звукового, лазерного сопровождений, а также архитектурных и дизайнерских приемов.

Приведем некоторые результаты нашего исследования. Удельный вес статей, где содержится упоминание о новых технологиях, составляет 50% (см. табл. 1). Отметим, что в данном случае речь идет об одном определенном виде инноваций. Например, в статье «Интерактивность и ее мифы» журнала «Музей» № 3 2008 года мы находим такое смысловое понятие, классифицируемое как новые технологии – интерактивная игра для детей и школьников начальных классов, подразумевающая использование специальных компьютерных технологий. Всего лишь в 35% статей присутствуют упоминания о нескольких видах инновационных практик (например, «в нашем музее используются информационные технологии, интерактивные метода работы и элементы маркетинга, а именно – реклама в СМИ»). Небольшое количество статей (8%) посвящены проблемам внедрения ИТ с учетом музейной специфики и способов их решения.

Таблица 1. Упоминание новых технологий в публикациях



Copyright 2017. Все права защищены.

Опубликовано Ноябрь 21, 2017 admin в категории "Компьютерные технологии в музее